Автор: Евгений Скляревский
http://www.computerra.ru/think/profy/20951/
Повальная мода нынешнего времени оцифровывать
все подряд - мультфильмы, картины, тексты, звуки - обошла стороной цифровую
поэзию.
А напрасно. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. (Например, «Алекс Юстасу…») Кое-кто может возразить: мол, какая же это поэзия - где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке - ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами.
Хочу лишь напомнить, что поэзия, как
известно, не терпит суеты. Итак, прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей
душой, и продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Ну
как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить - получите огромное
удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию.
Толстокожим занудам,
предпочитающим «поэзию хотдогов и мобильников»,
не попавшим под обаяние ритма и ждущим практической отдачи, сообщаю, что
цифровая поэзия - идеальное средство обучению теории стихосложения.
Мелодичность стиха, как известно, обусловлена
чередованием ударных и безударных гласных; наименьшая ячейка из них называется
стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть с ударением он или
без ударения) различаются пять родов стоп, которые называются:
Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
12 22…
12 20 22…
4 42 4 2 1…
100 40 1 (или 141)…
48 39… (для тех, кому все еще трудно, - «Наша
Таня громко плачет»)
1000 300 4…
И так далее. А на трех- и четырехстопные
амфибрахий и анапест придумайте примеры сами. Все цифры у вас под рукой, их
всего десять, а количество чисел не ограничено.
Присылайте свои экзерсисы, самые удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы». Кстати, почитатели цифровой поэзии, как часто бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых»), знаки, обозначающие действия и даже функции.
Например:
Sin(19)
+ корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6
(Что такое интеграл шести не будем уточнять -
уж больно забористо звучит, а может, и такой откроют.)
Так что каждому надо определиться - с кем он. И начинать.
Непреодолимой трудностью в распространении
цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем
прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм,
поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках:
длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех
(наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.
Ну вот, если начало прошлого века окрестили
Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало
нынешнего, понятно. Окуните ваши кисти.
P.S. Уже поставив точку, я обнаружил на
литературной Яхте «Лопе де Вега» замечательную
страницу, посвященную цифровым стихам. Так что процесс, как говорил
известно кто, пошел.
Дополнительные источники:
Н. Абрамовъ. Даръ слова. Искусство писать стихи. - С.-Петербургъ.
1910.
Как вам
источник :)? Это вам не привычные Яндекс-Рамблер-Гугль,
где все на тарелочке… Ладно, сжалюсь: